Идеи и советы

Чернь

Чернь — древний способ декорирования художественных изделий из драгоценных металлов (серебра и золота), заключающийся в нанесении специальной смеси (черни) на заранее приготовленное изделие с углублением глубиной не менее 0,2-0,5 мм.

Существует много рецептов черни, отличающихся по составу и цвету, начиная от серебристо-серых тонов и кончая черно-бархатными. Чернь состоит из серебра, меди, свинца (или олова) и серы, сплавленных в различных пропорциях.

Существует два приема наложения черни на изделия: сухой и мокрый. При сухом способе на поверхность изделия наносят порошок черни и затем обжигают. При мокром способе чернь на изделие накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой; затем изделие прокаливают, кашица плавится, заполняет углубление и покрывает предмет. При окончательной отделке изделия иногда золотят. Изделия под чернение могут быть изготовлены различной техникой: гравировкой, тиснением, чеканкой и т.п.

В черневом искусстве можно выделить приемы применения черни, влияющие на восприятие художественной композиции как белого на черном или черного на белом. Например, на ранних образцах домонгольской русской черни (10-12 вв.) углубленный фон заполнялся чернью, тогда светлый рисунок четко выступал на черном поле. Начиная с 13 в. применяется другой способ: наоборот, углубляется и заполняется чернью сам рисунок (контурный или сплошной); при этом черный рисунок читается на светлом фоне.

В произведениях 16-17 вв. между черным и светлым изображением рисунка достигается тонкое гармоничное сочетание, например, черневая тарелка из оружейной палаты 17 в. В черневом искусстве возможна передача светотени, объемов, пространства и планов, например, в работах мастеров 17-18 вв. Великого Устюга.