Идеи и советы

Чеканка

Чеканка — очень древний способ художественной обработки металлов, развивающийся на протяжении многих веков. Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивки фактуры), и для тончайшей лепки человеческих лиц и фигур.

Сущность процесса чеканки заключается в обработке материала специальным стержнем — чеканом, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате удара нижний, рабочий конец (бой) оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму, как бы лепят ее.

Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме, в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Значительное развитие она получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого развития чеканка достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве 15-17 вв. Дальнейшее развитие она получила в 18-19 вв. и продолжает применяться и обогащаться новыми приемами в нашем современном декоративно-прикладном искусстве. Например, сохранились чеканные изделия новгородских чеканщиков 11-12 вв. культового характера (оклады икон и др.), в которых своеобразно сочетаются черты русского и византийского искусства. Это не только орнаментальные композиции, выполненные чеканкой из листа, но и чеканные литые фигуры. К началу 15 в. относится работа мастера Лукиана (складень), выполненная в технике чеканки с чернью (см. Чернь). В 1630 г. московский чеканщик Гавриил Евдокимов выполнил трехмерную чеканную скульптуру царевича Дмитрия в рост.
Художественная чеканка делится на 2 самостоятельных вида работ, имеющих качественные различия в технологиях производства:

  • Чеканка из листа: из листовой заготовки средствами чеканки создают новое художественное произведение; применяются листы толщиной, как правило, 0,4-1 мм; используются красная медь и ее сплавы, алюминий, дюраль, мягкая сталь, кровельное железо, нержавеющая сталь, редко — мельхиор, нейзильбер. В прошлом для чеканки уникальных ювелирных изделий, дорогой посуды, церковной утвари применялись драгоценные металлы — золото, серебро и их сплавы;
  • Чеканка по литью, или оброну: только выявляют и завершают художественную форму, ранее уже созданную скульптором и отлитую в металле (или вырезанную из металла техникой оброна); применяется в тех случаях, когда необходимо получить особенно четкую и ясную чеканную форму.

Для успешного процесса чеканки необходимо, чтобы обрабатываемый материал обладал определенной пластичностью и вязкостью, способностью изменять форму под действием силы.

Основными инструментами для чеканки являются чеканы — специально откованные стальные стержни длиной 120-170 мм., восьмигранного (реже — круглого) сечения, несколько утолщенные в своей средней части и утонченные к концам. Разные чеканы имеют различную форму боя в зависимости от их назначения. Например, есть чеканы-трубочки, рабочие части которых имеют вогнутую, полушаровидную поверхность различных диаметров и глубины; такие чеканы образуют на металле выпуклый сферический отпечаток — как бы имитация зерна.

В чеканке употребляются многие подсобные материалы и приспособления, например, смола для закрепления листового металла при его обработке, или ванны с травильными растворами.