Идеи и советы

Басма

Басма как самостоятельный вид художественной обработки металла является своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки (см. Чеканка). Вместо многократных ударов по чекану здесь достаточно одного удара по фигурному чекану — пуансону, производящему тиснение. Басменные доски «матрицы» являются дальнейшим развитием техники тиснения.

Преимущества тиснения по сравнению с чеканкой — быстрота производства изделий и значительная экономия драгоценного металла, так как тиснение осуществляется на материале значительно меньшей толщины по сравнению с чеканкой.

В Древнерусском искусстве техника тиснения зародилась в еще домонголький период (10-11 вв.) и применялась для производства рельефных заготовок под чернь и эмаль. Басма применялась с 14 в. и достигла наивысшего расцвета в 16-17 вв.

Для тиснения басмы прежде всего изготавливается басменная доска «матрица»: металлический рельеф с мягкими, плавными формами. На матрицу кладется тонкий лист металла толщиной 0,2 — 0,3 мм, на котором под давлением пресса остается басма — тонкий рельеф, очень точно воспроизводящий все детали матрицы.

В древнерусском искусстве басмы применялись для оковки различных изделий культовых и светских: иконостасов, рам и фона икон, переплетов книг, сундуков, ларцов и т.п.

Басму можно изготовить из мягких, пластичных металлов — золота, серебра, меди, алюминия. Более жесткие материалы (например, латунь) требуют промежуточных отжигов и повторных тиснений.