Идеи и советы

Насечка

Насечка (тауширование) — очень древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных изделий. Этот способ применялся для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия.

Сущность процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов насекаются и на эти поверхности набивается золотой или серебряный узор — тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, изображения животных, птиц или человека, или осуществляются орнаментированные надписи.

Исторически насечка происходит от древнегреческой «хризографии» — инкрустации бронзовых изделий золотом и серебром. Наиболее древние образцы хризографии относятся еще к древнеегипетской и крито-микенской культуре.

С 9-12 вв. техника золотой насечки распространяется на железные и стальные предметы, и достигает расцвета к 17 в., что подтверждают замечательные памятники древнего вооружения, хранящиеся в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

Выделяют несколько различных самостоятельных приемов золотой насечки:

  1. Врезная таушировка: заключается в том, что на поверхности стального изделия гравируется углубленный рисунок, края которого немного подрезаются, чтобы рисунок держался, а дно насекается. В зависимости от того, каким инструментом и как выполняется углубленный рисунок и накладывается драгоценный металл, инкрустация подразделяется на две разновидности:

    • Рисунок вырезается штихелем (резцом); в него вбивают молотком соответственно подготовленные фрагменты рисунка из драгоценных металлов;

    • Рисунок выполняется зубилом-насечкой: технология мало чем отличается от предыдущей, но легче в исполнении, и рисунок упрощен и менее четок.


  2. Набивная, или поверхностная, таушировка (насечка): эта технология отличается от врезной таушировки тем, что для ее выполнения не требуется предварительно вырезать углубление под рисунок. Золото набивается непосредственно на поверхность изделия, которая предварительно насекается зубилом.

    • Ленточная таушировка (насечка): это наиболее древний прием из набивной таушировки. Он относится к тем временам, когда еще не умели волочить проволоку и вместо нее изготовляли тонкие полоски, отрезанные от раскованного золотого или серебряного листа. Ширина и толщина таких прямоугольных в сечении ленточек не превышала нескольких десятых долей миллиметра;

    • Таушировка волоченой проволокой: применяется с 16 в. (со времени изобретения волочильных станков). Проволоку накладывают на рисунок непосредственно с мотка и обрезают ее после того, как определенный участок рисунка закончен. Затем прижимают ее зубилом, одновременно вбивая проволоку молотком;

    • Листовая таушировка с рассечкой: рисунок, так же, как и при инкрустации, вырезается целиком или по частям из листового металла, но подготовленного углубления по нему не делается. Рисунок накладывается на взъерошенную насечкой поверхность и вбивается молотком, а затем рассекается зубилом;

    • Таушировка с последующей наводкой: для того, чтобы скрыть отдельные ряды проволоки и придать орнаменту большую слитность и цельность, применяется последующая наводка амальгамой, которой слегка наращивают рельеф, и это придает своеобразный эффект всему рисунку, как бы написанному кистью. Амальгама аккуратно накладывается по линиям рисунка, и изделие нагревается для испарения ртути.

Кроме насечки золотом, серебром и драгоценными сплавами применяют и обычные цветные металлы (например, алюминий) и их сплавы (медь, латунь и др.) Также выполняется насечка по твердым породам дерева.