Идеи и советы

Филигрань

Филигрань (скань) — вид художественной обработки металла, популярный с глубокой древности. Термин «филигрань» — более древний, происходит от латинского «филюм» — нить, и «гранум» — зерно. Этот термин дает представление о двух основных элементах, из которых производятся филигранные изделия . это проволока и маленькие шарики. Русский термин «скань» . происходит от славянского глагола «съкати» — ссучивать, свивать, сучить, и подчеркивает, что в сканном производстве проволока применяется свитой в шнуры. Чем тоньше по сечению взята проволока и чем туже, круче она свита, тем красивее получается изделие. Узоры также могут дополняться «зернью» — мельчайшими шариками (сейчас вместо термина «зернь» чаще употребляют «кальнер» или «корнер» от англ. “corn” — зерно).

Наиболее древние памятники филигранного искусства, относящиеся ко 2 тыс. до н. э., найдены в странах Передней и Малой Азии, в Египте, а также на Кавказе, где в курганах по реке Цалке при археологических раскопках найдены золотое ожерелье и кубок, украшенные витыми шнурами и зернью. В наиболее древних произведениях филигранного искусства преобладает зернь. Изделия с зернью типичны для скифского искусства в 10 и 11 вв.: нередко изделия сплошь покрывались мелкой зернью. С 12 в. в филиграни преобладает проволочный узор, главным образом в виде спиральных завитков. С 13 в. появляются ажурная, многоплановая (сложная), рельефная филигрань. К 13-14 вв. зернь почти перестает применяться, и филигранное искусство в целом испытывает спад из-за монголо-татарского ига. Но в 15-16 вв. новый расцвет сканного искусства ознаменовался появлением прославленных имен сканщиков-ювелиров . Амвросия и Ивана Фомина.

В 16-17 вв. скань становится полихромной: в композицию изделий включаются многие неметаллические материалы, искусно увязанные со сканью (эмаль, стекло, драгоценные камни, а также резное дерево и кость). В 18-19 вв. наряду с уникальными золотыми и серебряными крупными ажурными изделиями распространились и мелкие бытовые изделия из серебра — туалетные принадлежности, коробочки, вазочки и т.п. В конце 19 — начале 20 вв. с филигранной обработкой выпускаются уже и церковная утварь, и оклады икон, и дорогая посуда. Богатые декоративные возможности скани постепенно утрачиваются, но технологические приемы в этот период достигают высокого совершенства.

Различают большое разнообразие видов и разновидностей филиграни, которые чаще всего обозначают следующими названиями:

  1. Напайная филигрань (скань) — художественная обработка, когда узор из проволоки (гладкой или сученой), а также зернь напаивают непосредственно на листовой металл. Напайная филигрань имеет следующие разновидности:

    • Фоновая, или глухая, филигрань — простейший случай, когда филигранный узор напаивают на листовой металл;

    • Просечная, или выпильная — филигрань, при которой после пайки узора фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой;

    • Рельефная филигрань по чеканке — сканный узор напаивают на заранее подготовленный чеканный рельеф;

    • Напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль (см. Эмаль), при которых после пайки скани все пространства между перегородками, образованными сканью, или их часть заполняют эмалью.


  2. Ажурная филигрань — обработка, при которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивается только между собой, без фона, образуя как бы кружево из металла, а применяемую в этом случае зернь напаивают на это кружево. Ажурная филигрань имеет следующие разновидности:
    • Плоская ажурная филигрань — весь предмет представляет собой плоское (двумерное) кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости;

    • Ажурная филигрань с эмалью, или оконная эмаль — проемы, ячейки между сканными деталями заполнены прозрачной, просвечивающей эмалью, образуя как бы миниатюрный цветной витраж;

    • Скульптурно-рельефная ажурная филигрань — изделие представляет собой скульптурный, трехмерный рельеф, образованный из ажурной филиграни;

    • Многоплановая, или сложная, филигрань — сканный узор, состоящий из двух или многих планов, напаянных один на другой, то есть когда на нижний узор, служащий фоном, накладывают и припаивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости; на нем может быть построен третий план и т.д.


  3. Объемная филигрань — к ней относятся объемные предметы, выполненные сканной техникой, — вазы, кубки, подносы, ларцы, коробки, объемные фигурки зверей, птиц, архитектурные формы и т.д. Их изготовляют из отдельных частей, которые затем монтируют в целую композицию.

Иногда в одном предмете умело используется несколько разновидностей филиграни. Фоновая, глухая и напаянная филигрань может быть качественно репродуцирована посредством литья, штампа или гальванопластики. Технику филиграни используют с применением как драгоценных, так и цветных металлов и сплавов (См. Мельхиор, Нейзильбер, Бронза).